Внеурочная и воспитательная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС

Рейтинг:   / 6
ПлохоОтлично 
Details

1 ноября состоялся педсовет на тему: «Внеурочная и воспитательная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС».

Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.
В начале педсовета учителям была предложена методика «Продолжи предложение»: «Внеурочная деятельность – это…». По итогам работы в группах учителя высказали свое мнение о внеурочной деятельности, ее организации.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника.

 Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать – это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования.
Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, отдельные направления совпадают с видами деятельности (спортивно-оздоровительная). Другие направления могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности, опредмечены в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество, художественное творчество, трудовая (производственная) деятельность.
Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.
При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням результатов. Достижение трех уровней увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. Каждому уровню соответствует своя образовательная форма.
Жильцова Е.А. познакомила с методическим конструктором «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности» (основан на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности; может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения). Были даны рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности школьников.
Государственный образовательный стандарт (ФГОС) является преемником многих педагогических идей, реализованных с разной степенью полноты в предшествующих образовательных проектах. Концепция ФГОС предписывает усилить воспитательную составляющую деятельности образовательных учреждений. Образовательный стандарт второго поколения ориентирует педагогические коллективы на расширение и совершенствование спектра образовательных услуг, разработку и внедрение новых образовательных и досуговых программ, призванных обеспечить инфраструктуру для социальной мобильности молодежи. Коллектив школы стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей.
Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Об организации внеурочной деятельности в рамках воспитательного пространства МАОУ СШ № 2 г. Пестово рассказала Евсеева М.Г.
Для реализации в нашей школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность.

Рефлексия педсовета прошла в форме диалога «Немного о воспитании детей». Учителя украсили дерево символичными предметами (крылья как символом защиты, лебедь – символ преданности, сердце – символ заботы и другими).
Решения педагогического совета:

1. Педагогическим работникам школы скорректировать структуру и содержание программ внеурочной деятельности по различным направлениям на 2017/2018 учебный год в соответствии с представленными методическими рекомендациями.
2. Рекомендовать педагогическим работникам школы активнее распространять опыт организации внеурочной деятельности в рамках семинаров, практикумов, научно-практических конференций, в сети Интернет.
3. Материалы педагогического совета опубликовать на сайте образовательного учреждения.


 

   
© 2018 - МАОУ СОШ №2 г. Пестово