ОЧЕРК "ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО" В "УЧИТЕЛЬСКОЙ ГАЗЕТЕ" О ФИНАЛИСТЕ КОНКУРСА "УЧИТЕЛЬ ГОДА - 2019"

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Details
Опубликовано 14.07.2020 12:02
Автор: Иванова Светлана
Просмотров: 166

В «Учительской газете» (№ 28 от 14 июля 2020 г.) опубликован очерк «Важное качество» о Елене Александровне Жильцовой - финалисте конкурса «Учитель года России -2019»: http://ug.ru/archive/84092
Автор Светлана Потапова

Заглянуть за горизонт - жизненное кредо Елены Жильцовой
Елена Жильцова упоминается в одном из краеведческих изданий Новгородской области как первая пестовчанка - кандидат филологических наук в XXI веке. Но в своем городе Пестове Елена стала известной еще в детстве. В 1999‑м местные жители дружно болели у телеэкранов за шестнадцатилетнюю Лену (тогда носившую фамилию Эльцер) в финале детской интеллектуальной игры «Звездный час» на канале ОРТ. Сколько слов можно составить из слова «смелость»? Такое задание стало решающим в конце состязания. Юная Лена немного уступила сопернику и заняла второе место. Уже тогда она сформулировала для себя жизненное правило: во всем и везде добиваться поставленной цели, стараться заглянуть за горизонт.

Учимся проектировать, измерять, мечтать...

«Главное качество, которым нужно обладать, чтобы принять участие в любом конкурсе, - это смелость!» - считает Елена Жильцова. Не меньше смелости Елене Александровне потребовалось, чтобы двадцать лет спустя после своего «Звездного часа» стать участницей конкурса «Учитель года»…
Елена родилась в семье военнослужащего. Частые переезды, смена школьных коллективов… «Первый раз в первый класс» девочка пошла в военном городке в Азербайджане. Школа была многонациональной, все предметы велись на русском языке. Маленькая Лена полюбила поэзию народных сказок, колыбельных, пословиц, поговорок. До сих пор она помнит первую учительницу Марию Ивановну. После многочисленных переездов фамилия педагога потерялась в детской памяти, а вот след, оставленный в чуткой душе девочки доброй и мудрой преподавательницей, несомненно, повлиял в дальнейшем на выбор Еленой профессии.
- Мария Ивановна была еще и человеком необыкновенного мужества! - рассказывает Елена Александровна. - В 1992 году обострившаяся внутриполитическая обстановка заставила моих родителей принять непростое решение о переезде. В последний месяц школьный автобус сопровождали вооруженные военные - настолько опасно было находиться вне дома…
Так семья оказалась в Новгородской области, в городе Пестово, на родине мамы Елены. В девятом классе Лену наградили путевкой во Всероссийский детский центр «Орленок» на смену юных журналистов. Позже выпускница с серебряной медалью легко поступила туда, куда мечтала, - на престижное отделение журналистики филфака НовГУ. Но потом по семейным обстоятельствам перевелась к филологам. Так начался путь в профессию. Но он был начерчен не по кратчайшей прямой...
Елена вышла замуж, родился сын. Первым местом работы в Пестове для Жильцовой стало… автотранспортное предприятие. Получив диплом филолога-преподавателя с отличием, молодая мама на год взяла паузу. В 2006‑м поступила в аспирантуру на родную кафедру русской и зарубежной литературы. Позже успешно защитила диссертацию по теме «Русская классическая литература в восприятии И.А.Бунина и М.А.Алданова».
В 2007 году Елена Жильцова пришла в пестовскую школу №2. Что повлияло на этот выбор? Елена Александровна говорит, вспомнились первая учительница Мария Ивановна, любимые пестовские учителя русского языка и литературы Леонтина Сергеевна Федорова и Людмила Ивановна Разина... Вакансии в школе не было. Но директор Марина Александровна Егорова поступила мудро - взяла Жильцову на перспективу с небольшой нагрузкой.
- Набиралась опыта, подменяла уехавших на сессию коллег и даже пару лет вела английский язык в начальных классах! - вспоминает Елена Жильцова. - Пригодилась и журналистика. Несколько лет я занималась выпуском школьной газеты. Параллельно писала научные статьи, ездила на конференции, в общем, скучать было некогда. Сейчас моя жизнь не связана напрямую с наукой, все силы отдаю школе. Уроки, посвященные произведениям Бунина, - одни из самых любимых. При необходимости включаю в них некоторые положения диссертации.
В 2009 году Елене Жильцовой и еще двум молодым коллегам предложили принять участие в школьном, а затем и в муниципальном конкурсе «Учитель года». С чем идти на конкурс? Как удивить? Частично потребовалась помощь, за которую Елена до сих пор благодарна старшим коллегам, методистам и особенно доктору филологических наук Софье Львовне Каганович. Именно она на курсах повышения квалификации ознакомила новгородских словесников с технологией педагогических творческих мастерских.
В итоге на первом в своей жизни конкурсе «Учитель года» Елена Жильцова заняла второе место, уступив всего один балл учителю с двадцатилетним стажем работы. Тогда еще не было номинации «Педагогический дебют»…
Что руководило Еленой, когда она спустя девять лет решилась вторично принять участие в конкурсе «Учитель года»?
- Изменилась я, появился опыт, результаты! - считает преподавательница. - И я подумала: а почему бы и нет? Тем более некоторые испытания перекликались с теми, что были в начале пути, а значит, будет интересно сравнить!
Как и в 2009‑м, Елена решила сделать главным на уроке творчество. «Ведь творческие способности - надпредметная компетенция завтрашнего дня!» - рассудила она. И Жильцова представила на суд жюри урок литературы в технологии творческой мастерской. В итоге стала победителем областного конкурса «Учитель года» и в 2019 году прошла на финальный этап состязания.
Вот что рассказывает о технологии творческой мастерской сама конкурсантка:
- Технология позволяет создать условия для развития творческих способностей детей. Ее главный принцип: «Все способны, все талантливы!» Результатом систематической работы в мастерской становится успешное участие моих учеников в творческих конкурсах различного уровня - от школьного до международного. Они часто занимают первые и призовые места. Для достижения столь высоких результатов необходимы и личная заинтересованность учителя, и постоянное самообразование, и родители (а такие есть), готовые, чтобы с их ребенком работали творчески!
В основном ученики Елены Жильцовой участвуют во всевозможных конкурсах сочинений. В разные годы это были межрегиональный конкурс «Морской венок славы», Всероссийский конкурс эссе «Подними голову, и ты увидишь небо!», посвященный выходу в открытый космос А.А.Леонова, Всероссийский конкурс молодежных проектов «Если бы я был президентом», а с 2015‑го - Всероссийский конкурс сочинений.
- Я убеждена, что сочинение в широком смысле учит думать, помогает совершенствовать письменную речь, грамотно формулировать мысли, аргументировать свою точку зрения. В каждом классе это происходит на своем уровне, - рассуждает Елена Жильцова. - Школьники учатся работать со словом, с информацией, извлекать необходимое из книг и Всемирной сети. В душе я и сама «вечная школьница». Поэтому мне близок девиз всероссийского финала конкурса «Учитель года» - «Учить и учиться».
Еще одна важная победа в жизни Жильцовой предшествовала конкурсу «Учитель года». В 2018 году она приняла участие в реализации программы профессионального развития для педагогов «Преобразование».
Вместе с коллегами Жильцова успешно прошла конкурсный отбор и обучение в Великом Новгороде.
- Мы все получили удостоверения о повышении квалификации, наш регион оказался вторым, - рассказывает Елена Александровна. - Наша пестовская средняя школа №2 стала площадкой для проведения летней школы для старшеклассников - инновационного проекта «Сделай свой стартап!». В 2019‑м мы победили в областном конкурсе инновационных проектов в сфере дополнительного образования Новгородской области «Новые точки роста» в номинации «Летний отдых. Проведение заочных школ, сезонных школ, профильных смен». Чем же мы занимаемся? Миссия летней школы - развитие социальной взрослости подростков 12-18 лет. Наша задача - открыть у ребят способности проектирования собственной деятельности и построения жизненных планов. Летняя школа помогает реализовывать проектную деятельность подростков через технологию стартапов. Что такое стартап? Стартап - создание чего-то нового в условиях высокой неопределенности. Самое главное в стартапе - это идея, которая поможет решить конкретную проблему человека или группы людей. В построении курса использованы идеи проектной деятельности по ФГОС.
Занятия в летней школе делятся на теоретическую и практическую части. Для работы над проектом используются экономические практики и методики, признанные во всем мире: MVP, Customer Development, HADI, прототипирование, определение и изучение целевой аудитории. Основной формой организации деятельности является сотрудничество, совместная работа в парах или группах с распределением ролей и разделением ответственности за конечный результат. Команда школьников, работая над стартапом, учится думать самостоятельно, принимать решения, делать выводы из ошибок.
- В процессе сопровождения проекта внимание учителя направлено на развитие метапредметных навыков ребенка - на умение ставить цели, договариваться, анализировать происходящее, - объясняет педагог Жильцова. - Задача команды - создание востребованного продукта. В перспективе результат - это изделие, услуга или идея, которые могут быть представлены на конференциях, питчингах, конкурсах любого уровня. За два года более пятидесяти ребят прошли обучение в летней школе и получили сертификаты от ФРИИ.
Что еще можно сделать в жизни из смелости? Елена Жильцова, например, была членом жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, литературе, мировой художественной культуре, муниципального этапа конкурса юных чтецов «Живая классика». Развивать у современных детей интерес к чтению, отвлекать их от компьютерных игр и соцсетей - для этого требуется не только смелость, но и недюжинное упорство! Удается ли?
На этот вопрос Елена Жильцова отвечает так:
- Дети поколения Z особенные. И надо признать, что у книги уже давно появился безусловный конкурент - гаджеты. Подростки читают (не все и не всё, но читают), чаще выбирая электронный формат и содержание, современное и близкое им. Впрочем, так было всегда. Нужно этот факт понять и принять, даже если я сама как филолог люблю держать в руках «живую» книгу. Почти исчезла традиция семейного чтения, что тоже влияет на уровень интереса к книге. Мой вклад в решение этой масштабной проблемы скромен. С пятого класса объясняю детям, что начитанность формирует грамотность. Ребятам более старшего возраста нужно суметь внушить, что читательский багаж станет базой для успешной сдачи итогового собеседования, написания удачного итогового сочинения. Через уроки не только литературы, но и русского языка, литературные гостиные, творческие мастерские и конкурсы пытаюсь заинтересовать юные умы классикой, часто читаю вслух. Как гласит девиз одного из любимых конкурсов юных чтецов: «Живой классику делаешь ты!» Истинное чтение «есть соучастие в творчестве», по словам Марины Цветаевой. Героям книг можно сопереживать, представлять себя на их месте, вместе с ними путешествовать, любить, преодолевать жизненные невзгоды…
Остается время и на хобби. Так, больше пяти лет Жильцовы всей семьей болеют за хоккейную команду из Санкт-Петербурга. «Хоккей - это командная игра для смелых», - говорит Елена Александровна. Смелость остается ее приоритетом. А планы на будущее? Они в одной фразе Елены Жильцовой: «Пусть моим сентябрям не кончается счет!»

Новгородская область
tags Учитель года

Автор Светлана Потапова