Герб школы  

Герб школы

   





   





   
   

Война прошлась по сердцу каждого из них.

Details

 Вступление.

Пять десятилетий минуло со времени окончания Великой Отечественной войны. Но эта тема постоянно волнует наше поколение, В семейных архивах хранятся фотографии военных лет, награды наших дедушек, бабушек, письма, похоронки. Накануне Дня победы к нам в школу приходят ветераны войны и рассказывают о военных действиях, о своей фронтовой жизни.
 А как жили наши сверстники в годы войны. Как они учились, чем занимались в свободное время? Этот вопрос нас очень заинтересовал, и мы решили провести исследование на эту тему, расспросить своих бабушек и дедушек, записать их рассказы, изучить семейные архивы. В городском центре внешкольной работы есть краеведческий музей. Мы отправились туда, побеседовали с руководителем, познакомились с экспозициями, но, к сожалению, тема военного детства в них не отражена. Не увидели мы интересующих нас материалов и в музее лесокомбината. Отсутствие этих материалов в экспозициях музеев, по священных войне, нас окончательно убедило в актуальности темы.
 Дальнейший план нашей работы предполагал встречи с людьми. На военные годы пришлось детство нашей учительницы математики Овчинниковой Любови Павловны. Мы записали ее воспоминания. Обратились в районный со­вет ветеранов - нам подсказали фамилии, и адреса наших земляков детей того времени. Так начался наш поиск, мы записали воспоминания шестнадцати ветеранов, сделали ксерокопии фотографий и документов из их личных архивов. Изучили краеведческую литературу, обратились в районный архив, где нам предоставили папки с документами о работе предприятий в годы войны, годо­вой отчет об исполнении местных бюджетов Пестовского райфинотдела за 1941-1942гг.
 На основании содержания выше названных материалов и источников, мы и написали нашу работу.
В годы войны Пестовский район (тогда он входил в состав Ленинградской области) был тыловым районом Ленинградского и Волховского фронтов. К 1941 г его население составляло около 50тыс. человек, на фронт мобилизовано 10464 человек. Из жителей района сформировано и отправлено в немецкий тыл под Новгород 3 партизанских отряда. Все предприятия района были переведены на выпуск военной продукции, В 1941 г из Ленинграда в Пестово была эвакуирована швейная фабрика, которая тоже работала на нужды фронта. Пестовский район был одним из основных поставщиков леса для фронта. Колхозные поля превратились в военные аэродромы, на которых базировалась морская авиация дважды Краснознаменного Балтийского флота. В школах поселка (а их было 4) и в ремесленном училище размещались госпитали, часть сельских школ была занята воинскими частями. В район было эвакуировано 20тыс. детей из Ленинграда. Пестово подвергалось авианалетам. Немецкие самолеты бомбили железнодорожный мост через реку Мологу, лесозавод.
Через Пестово шли воинские эшелоны в сторону Ленинграда, а с фронта шли поезда с ранеными. Вся страна и наш маленький поселок жили в ритме военного времени. Нее невзгоды, трудности, горе вместе с взрослыми переживали и дети.

  Голод и нужда - спутники войны

 Скудным было питание, особенно в тех семьях, которые не имели приуса­дебных участков. Дети не знали, что такое белый хлеб, масло, котлеты. Яйца были только в рационе сельских детей, да и то не всех.
Хлеб распределялся по карточкам (400гр. для взрослых, 200гр. для детей), но его не хватало, поэтому дома женщины пекли лепешки из высушенных и перемолотых картофельных очисток с небольшим добавлением муки. Эти лепешки ребятишки ели с удовольствием. Дети очень любили репу, турнепс, а весной лакомились пестышами (спороносные колоски полевого хвоща), щавелем, В пищу шли лебеда и крапива. Ребятишки собирали колоски в полях, ходили за ягодами, ловили рыбу. Бывало, что голод заставлял зимой ходить по полям и искать не выкопанную картошку. Конечно, сахар и конфеты были большим дефицитом. Травяной чай пили с «таком» (т.е. без сахара). Лишь в самых благополучных семьях дети по утрам пили чай с кусочком пиленого сахара. Во время авианалетов бомбы, падавшие в реку, глушили рыбу, и после окончания бомбардировки мальчики устремлялись к реке, вылавливали рыбу и, счастливые, бежали домой. Будет вкусная еда! В памяти Проскурякова В.А. которому в 1941 году было 9 лет, сохранились воспоминания о том, как поздней осенью 1941 года, когда уже река покрылась льдом, после очередной попытки немецких летчиков разбомбить железнодорожный моет, мальчишки спускались на лед, распластавшись на нем, почистив руками его, всматривались в глубь воды. Там, где замечали неподвижных, оглушенных рыб, пробивали отверстия во льду и, вооружившись длинными рейками с привязанными к ним вилками, накалывали рыбу и вытаскивали. Голод заставлял детей добывать пропитание и другими способами. Из рогаток стреляли по голубям, которых всегда было много возле складских помещений. Подбитых голубей несли домой, и матери варили суп или тушили их с картошкой, Или с удовольствием! Часто на железнодорожной станции стояли платформы с льняными и подсолнечными жмыхами. Эти жмыхи использовались в качестве корма для скота. Мальчишки, а иногда и девчонки, забирались на платформы, брали плитку жмыха и бежать, так как эти платформы охранялись. Охранники бежали за воришками, догоняли их, давали тумаков, но жмыхи не отбирали. По воспоминаниям ветеранов, эти жмыхи были для них вкуснее шоколада. Правда, после переедания их у ребят вздувались и болели животы. В 1944 году в СССР стали поступать гуманитарная помощь из США, и наиболее бедные семьи стали получать продукты — сливочное масло, яичный порошок, мясные консервы, сахарин, макароны. В некоторых семьях макароны увидели впервые и не знали, что с ними делать. А дети с удовольствием ели сухие макароны. Эта продовольственная помощь была незначительной и не могла полностью решить проблему питания.
 Не хватало одежды, поэтому матери перешивали старые вещи. В деревнях выращивали лен и из льняной пряжи ткали на домашних станках точу. Из нее шили рубашки, штаны, юбки. Рукавички вязали из шерсти. В качестве верхней одежды носили пальто, полушубки (чаще всего перешитые из старых, заплатанные). Хуже обстояло дело с обувью. Летом носили парусиновые тапки, сандалии, сапоги, ботинки, а у кого были туфли, то их очень берегли. Большинство ребятишек с весны до осени бегали босиком, зимой ходили в валенках, а бывало и так, что на несколько детей в семье была одна пара валенок, которую но­сили по очереди, Беляков Г.И., детство, которого прошло в деревне, вспоминает о том, что ему дед сплел чуни из веревок, в которых он ходил по улице, а когда пришло время идти в школу, то дед надрал бересты (именно бересты) и сплел лапти. В лаптях ходили не только в деревне, но и в поселке. С большим интересом мы рассматривали фотографию учащихся второго класса школы №1 из семейного архива Смирновой А.И. (приложение №1). Фотография сделана весной 1945 года. Сразу бросился в глаза босой мальчик (сидит в первом ряду). Его потемневшие ноги говорили о том, что ему ходить босиком приходилось часто.
Таких ребят, которые от снега до снега ходили босиком, называли «гусями»
Одежда и обувь из американской гуманитарной помощи, раздаваемые детям в 1944-1945гг были очень необычны для советских детей: яркие расцветки, непривычный покрой брюк, сарафанов, платьев, головных уборов, отличная от нашей обувь, не смущали детей. Они их носили с удовольствием.
В годы войны дефицитом было мыло. Для стирки использовали щелок, который готовили из золы. Щелоком мылись и в бане. Голод и холод, отсутствие мыла вызывали тяжелые болезни; дизентерию, авитаминоз, воспаление легких, брюшной тиф. Лекарств было недостаточно и дети часто умирали.

Школа и детские общественные организации в 1941-1945г,

В 1941 и 1942 годах школы были заняты под госпитали, а дети учились в Доме пионеров. Из воспоминаний Смирновой А, И. (в то время учителя немецкого языка) и Большаковой Ю.И, (в годы войны ученицы нашей школы, секретаря школьной комсомольской организации) мы узнали, что занятия шли в три смены, переполненные классы (по 42 человека и более) размещались на сцене, тало тетрадей, большинство учеников писали на газетах, на старых учебниках (между строк), на оберточной бумаге. Не хватало чернил и их приходилось делать из свеклы. Свекольные чернила имели темно-бордовый цвет. Дети, не имевшие ручек, писали карандашами. Пенал и портфель были большой роскошью. Подавляющее большинство детей ходили с холщовыми сумками. Обязательной школьной формы на было и в школу ходили, кто, в чем мог. Несмотря на все трудности, детей в большинстве своем с удовольствием ходили в школу. Самые теплые воспоминания сохранились в памяти ветеранов о школе военного времени. Пни отмечали интеллигентность, доброту, милосердие учителей, "В школу бежали вприпрыжку, она нам дарила мир детства и радости" вспоминает Большакова Ю.Я, (Приложение №2) В холодных классах детей согревало тепло учительских сердец. После уроков начинались занятия кружков: драматического, ботанического, географического, хорового, струнного оркестра, спортивных секций. Дети любили классные праздники и литературные вечера, на которых читали отрывки из художественных произведений. В актовом зале нашей школы стояло пианино, на котором учитель музыки исполнял классические произведения, а танцевали под патефон. Было весело и хорошо, забывали о том, что хочется, есть, что идет война. Дети были дружными, искренне переживали горе одноклассников, когда в их семьях приходили похороны. Случалось так, что кто–то из учащихся прерывал учебные занятия на длительное время (по причине болезни или семейным обстоятельствам), а затем возвращался в школу, то ему и учителя и одноклассники помогали ликвидировать отставание. Так, ученица нашей школы Чижикова Нина после окончания семи классов училась в техникуме в Ленинграде, из блокадного города она вернулась в Пестово в апреле 1942 года больная дистрофией. После выздоровления пошла, работать в райпотребсоюз, а в 1943 году уже 18-летнем возрасте пошла, учится в школу в 9 класс. Было очень трудно, но с помощью учителей и одноклассников все преодолела и закончила школу с золотой медалью. (Приложение №2). В 1945 году в СССР учащиеся, отлично заканчивавшие среднюю школу стали награждаться золотыми медалями. Таким образом, Чижикова Нина стала первой медалисткой нашей школы. Нужно отметить, что в 1943 году часть детей, которые в 1941 и 1942 годах не учились, вновь сели за школьные парты. Школьные классы военного времени были разновозрастные, среди учащихся было много эвакуированных из Ленинграда и других западных районов страны, но неприязни к себе никто не испытывал.
Большое внимание в школе уделялось военной подготовке. Начиная с 6-го класса, учащиеся учились тушить зажигательные бомбы, метать гранаты, стрелять изучали азбуку Морзе, учились передавать сообщения по рации, готовились стать санитарами, рыли окопы.
 Активно работали детские организации: пионерская и комсомольская. Их деятельность была направлена на воспитание патриотизма, активной жизненной позиции, на оказание посильной помощи стране в условиях военного времени. Газета «Пионерская правда» военных лет выходила под лозунгом: «Пионеры – фронту!», «Все для Красной Армии», «Шире пионерскую помощь раненным бойцом», «В боевое время – учиться по - боевому», «Пионер! Боец защищает жизнь твою, окружай заботой его семью!»
 Газета опубликовала письмо А. Гайдара, написанное им 30 августа 1941 года. Оно заканчивалось словами: «Страна о вас всегда заботилась, она вас воспитывала, учила, ласкала и частенько даже баловала».
Пришло время и вам не словами, а делами показать, как вы ее цените, бережет и любите». Эти призывы были руководством к действию для детей всей страны.
 Среди учащихся было широко распространено тимуровское движение – дети помогали семьям фронтовиков, больным и старым людям: выполняли работы по дому, в огороде, пилили и складывали дрова, носили воду, топили печи и т.д.
В 1941 году на станцию Пестово стали приходить эшелоны с ранеными. Учащиеся старших классов оказывали помощь медперсоналу – помогали раненым дойти от вагона до автобуса. Это было не очень просто, ведь от раненых пахло кровью и землей, да и сам вид искалеченных людей вызывал у детей горестные чувства. Девочки старших классов работали и в самих госпиталях кормили раненых, писали письма домой, готовили перевязочный материал, дежурили по ночам. А утром шли на занятия в школу. Случалось, что кто-то из них засыпал на уроке, но учителя относились к этому с пониманием. Мальчишки старших классов обеспечивали госпитали дровами: - таскали бревна из реки Мологи, по которой сплавляли лес, пилили, кололи и складывали в поленницы.
В школах была очень хорошо развита художественная самодеятельность. Готовили концертные программа и для раненых. Об этом пишет выпускница нашей школы Знаменская А.Н. в своей книге "Воспоминания». «Школьный драмкружок, членом которого была и я, под управлением немецкого языка Александра Михайловича Мезельсона стал выступать с концертами перед ранеными. Помню первое выступление. Входим мы в зрительный зал в клубе лесозавода, а он до отказа наполнен ранеными, даже в гримерной комнате лежат больные. Перехватило у меня горло, слезы душат, плохо слышу. Проходим между коек к сцене. Начало концерта. Вступительное слово сказал Александр Михайлович. Я должна была читать отрывки из «Дубровского» А.С. Пушкина. После концерта меня позвали в гримерную и один больной сказал: "Читайте бойцам Твардовского, особенно "Василия Теркина". Видимо, я с недоверием на него посмотрела, тогда он сказал, что он режиссер театра: «Послушайте меня, не сомневайтесь, я даю Вам правильный совет». Я его послушалась, выучила отрывок из поэмы Твардовского «Василий Теркин», отрепетировала с Александром Михайловичем и стала читать со сцены. Успех был потрясающий. Меня стали знать в Пестове все. Подходили незнакомые люди на улице, в магазинах. Хвалили словом. Я пережила чувство известности в районном масштабе».
Солдаты и офицеры, находившиеся в пестовских госпиталях на лечении, выпускали стенгазеты, в которых, были теплые слова благодарности в адрес детей за внимание и заботу. Благодарны были и врачи, так как эта помощь была неоценимой. Большакова Ю.А. вспоминала о том, как однажды после очередного концерта их пригласили в столовую поесть. На столы поставили пирожки, булочки, компот из абрикосов. Врачи наблюдали за едой и гладили детей по головам. Этот обед запомнился навсегда, а компот из абрикосов дети в этот день увидели и попробовали первый раз в своей жизни.
В 10 километрах о Пестово, в селе Охона был детский дом, в котором жили дети – сироты, оставшиеся без попечения родителей. У них отцы были на фронте, матери или погибли, или умирали от болезней. В детском доме очень многого не хватало. Райком комсомола предложил учащимся школы №2 взять шефство над Охонским детским домом. На школьной линейке, специально собранной по этому поводу, секретарь комсомольской организации Большакова Ю. обратилась к учащимся со словами: «Дорогие ребята! Нашей школе поручили очень трудное, но очень важное дело: взять шефство над Охонским детским домом. Поможем ребятам. Им нужны книги, тетради, ручки, карандаши, игрушки, белье и посуда. Обязательно поговорите дома со старшими, они вам не откажут». В течение следующей недели дети и их родители, старшие братья и сестры несли белье, посуду, книги, игрушки, карандаши и краски. Это было в 1944 году. «В солнечный весенний день марта отряд старших школьников вез на санках и нес в мешках за плечами все. Что было собрано для ребят Охонского дома. А главное, что руководитель школьной самодеятельности Владимир Николаевич Жаров был с нами со своей семиструнной гитарой.… Шли порадовать малышей своим концертом.
… Да, вот такими «спонсорами» была богата наша страна в годы лихолетья. Делились последним, радовались и горевали – все вместе…
 А вскоре в школу на мое имя пришло благодарственное письмо от директора Охонского детдома».
Это письмо, написанное на страничке из школьного дневника Ю.Я. Большакова хранит в своем архиве (приложение№4). Директор детдома благодарил ребят за оказанную помощь и обращался с новой просьбой: раздобыть для его воспитанников еще 10 простых карандашей, деревянные кубики, треугольники, линейки, а также собрать для них пустых спичечных коробков и всяких других коробочек.
 А в районной газете «Большевик» в одном из апрельских номеров 1944 года появилась заметка «Комсомольцы - шефы», написанная директором детского дома. Вот что он писал: «Комсомольская организация школы №2 взяла шефство над Охонским детдомом. На днях комсомольцы – шефы посетили детдом. Они принесли для детей много подарков: учебные пособия, художественную литературу, белье, игры. В честь дорогих гостей воспитанники детского дома провели сбор пионерской дружины. После торжественной части были показаны ребятами номера художественной самодеятельности ребят.
 Дети участвовали в сборе средств в фонд обороны, старшеклассники отправили посылки на фронт. В них были кисеты, рукавицы, махорка, теплое белье, а так же письма, в которых ребята рассказывали о себе, обещали хорошо учиться и любить Родину. Писали бойцам поздравления с праздниками. В ответ шли письма благодарности, вырезки из фронтовых газет о боевых подвигах. В семейном архиве Большаковой Р.Я. бережно хранится одно из таких писем с фронт, датированное 08.01.1943 году (приложение №5). Письмо заканчивалось словами: «Итак, большое спасибо за заботу о нас, скромных воинах Родины. С Вашими именами, именами прекрасных советских девушек на устах, наши бойцы пойдут на окончательный разгром немецко-фашистских орд». Эти письма ребята и девушки приносили в школу, давали читать друг другу, гордились ими и ощущали свою причастность к тому, что происходит на фронте.
На предприятиях и в колхозах района не хватало рабочих рук. Часто снимали с уроков, и они шли работать в лесозавод: колотили ящики для патронов. Весной, летом и осенью учащиеся всех школ района, начиная с З-го класса, работали на колхозных, полях: сеяли овес и клевер, боронили поля, убирали овощи, копали картофель, старшеклассники косили сено. Целыми классами ученики отправлялись на покос в соседний колхоз. Учащиеся сельских школ района собирали золу, которой удобряли поля, заготовляли верхушки картофеля, которые использовались в качестве посадочного материала. Особенно отличились школьники Беззубцевской школы "Школьники Беззубцевсгой школы Пестовского района к весеннему севу собрали 2160 килограммов золы и обязались заготовить не менее 1000 килограммов верхушек картофеля».
Работали дети и на оборонных объектах: рыли окопы, траншеи.
«Пионерская правда» и другие периодические издания того времени широко освещали вклад детей страны в достижение Победы. В архиве Смирновой А.И. сохранился журнал «Вожатый» №4 - 1943 год. Анализируя его содержание, мы убедились в том, что направления деятельности детских общественных организаций нашего района были типичны и в целом для тыловых районов всей страны. Наши знания обогатились и новым фактическим материалом. Мы узнали о том, что пионеры и школьники Ярославской области собрали 600 тыс. рубле! на строительство эскадрильи самолетов "Ярославский комсомолец" и около 1млн. руб. на строительство подводной лодки. Ребята, занимающиеся в сапожной мастерской школы №4 В-Карабуленского района Саратовской области, за 4 месяца работы отремонтировали всю обувь для учащихся своей школы и для ребят подшефного детского сада. В Москве прошла общегородская пионерская игра "По заданию штаба пионерского отряда", где ребята соревновались в чтении топографической карты, ориентировании по компасу, в разведении костров незаметно для противника, в приготовлении пищи, в знании правил и приемов разведки и маскировки. Таким образом, маленькие граждане страны вносили значительный вклад в фонд стороны, в достижение победы и готовились принять эстафету защитников Родины от отцов, братьев и сестер.

Наравне со взрослыми.

Война заставила детей быстро взрослеть. Часть из них вынуждена был оставить школьные классы и идти работать наравне со взрослыми. Из объяснительной записки к годовому бюджету об исполнении местных бюджетов за 1941 год ("Годовой отчет об исполнении местных бюджетов Пестовского райфинотдела за 1941-1942 годы), мы узнали о том, что такая статья дохода, как «плата за обучение в старших классах средней школы выполнена на 48%, что объясняется большим отсевом учащихся в связи с военной обстановкой и школьные помещения заняты под госпитали». Отсюда следует, что количество учащихся в старших классах сократилось более чем на 50%. Вынуждены были бросать учебу и младшие школьники, что подтвердили и ветераны в беседах с нами. В поисках документов о работе детей в году войны, мы отправились в отдел кадров Лесокомбината, самого крупного предприятия того времени. Там мы узнали, что и в заводских архивах нет документов. В районном архиве нам предоставили книги учета личного состава Пестовской разнопромартели за 1941-1944 годы. Сделав их анализ мы установили, что из 322 рабочих этого предприятия было 96 детей в возрасте от 10 до 15 лет, что составляло 29%. Дети работали учениками и помощниками в швейном, вязальном, катальном цехах, в парикмахерской, сапожной мастерской, больше всего их работало в швейном цехе и сапожной мастерской.
А на спичечной фабрике из нескольких десятков работающих было шесть взрослых, остальные - дети. Выпускаемые ими спички были большим подспорьем для пестовчан, так как до этого спичек в продаже не было вообще деревнях 14-летние дети уже считались взрослыми. Они работали в полях, фермах, строили военные аэродромы, помогали родителям выполнять задания по ружболванке (заготовка для изготовления ружейных прикладов – деревянный кляч). Пилили клячи в лесу и на плечах выносили к дорогам, складывавали штабеля, а потом их увозили к месту назначения. В 1944 году в Пестовском районе получил распространение промысел по ловле кротов. Этим промыслом занимались мальчики. За месяц им удавалось поймать до 1000 штук. За шкурку 1 крота получали 25 копеек. Не редко это было единственным источником дохода в семье.
И все-таки дети!
И в условиях сурового времени дети остаются детьми. Потребность играть, общаться со сверстниками у них не отнимает даже война.
Играли в ручной мяч, в городки, в прятки, в лапту, в футбол. Игрушки были в основном самодельные: куклы шили из старых тряпок, вырезали из дерева, лепили из глины. Скакалки делали сами из веревок. И девчонки, и мальчишки играли в партизан. Любили пестовские дети бывать в парке, где в то время работало колесо обозрения, были гигантские шаги. Летом любили купаться загорать. Мальчики ловили рыбу, тогда рыбы в реке водилось много. Во время бомбардировок девочки и мальчики вели себя по-разному. Девочки, как правило, укрывались в бомбоубежище, а многие мальчишки оставались на улице и с интересом наблюдали затем, как бьют зенитки по вражеским самолетам, разгораются воздушные бои, на землю падают бомбы.
Вокруг поселка было много военных складов, стояли воинские части, военные аэродромы. Мальчишки из любопытства и интереса шли туда, иногда им удавалось найти патроны, снаряды, они устраивали взрывы. В результате некоторые из них получали ранения и даже во время одного из походов 4 мальчика погибли.
Великая Отечественная война вызвала всплеск патриотизма и ненависти к фашизму. В детском воображении немцы были очень страшными, некрасивыми людьми с большими носами. Но когда в Пестово пришел эшелон с пленными; дети увидели, что это обыкновенные люди, поникшие, жалкие, вызывавшие противоречивые чувства: и ненависть, и сочувствие. Мальчишки наблюдали за тем, как они ходили в сопровождении конвоиров, работали, даже купались в реке. С помощью жестов и отдельных слов ребята общались с пленниками, и на стакан махорки выменивали у них часы, авторучки, ремни с пряжками.

Трагедия маленьких ленинградцев.

Как бы трудно ни жилось пестовским детям, но они жили дома, с ними рядом были родными и близкими, любимыми учителями и друзьями. А для большинства из 20 тысяч маленьких детей, эвакуированных из Ленинграда, Пестово стало одной из самых черных страниц в их биографии. Летом 1941 года в Пестово приходили поезда, в товарных вагонах которых на нарах из досок были маленькие дети из ленинградских детских садов с воспитателями. Пестовские женщины и старшеклассники встречали эти поезда, вели детей, а самых маленьких несли на руках в Дом пионеров. Растрепанные, уставшие, напуганные, голодные дети плакали и звали своих матерей. Некоторые из них обвивали своими ручонками шеи женщин, несущих их на руках, прижимались к ним, называли их мамами. По женским лицам бежали слезы. Из Дома пионеров их на подводах развозили по деревням для размещения в сельских школах, где ничего не было приготовлено для приема детей. Дети просили пить и есть. Деревенские жители несли кто что мог. А между тем, на станцию прибывали и вагоны с продовольствием для этих детей, их сопровождали несколько очень солидных мужчин и женщин. Вагоны никто не разгружал и через несколько дней они исчезли со станции. В поселке ходили слухи о том, что вагоны по распоряжению сопровождающих и вместе с ними ушли в Сибирь. Таким образом, наряду с самопожертвованием, с готовностью разделить горе других, встречалась и подлость. Скудное, неполноценное, некачественное питание вызывало эпидемию дизентерии. Дети умирали. Осенью часть детей забрали родители, эвакуировавшиеся из Ленинграда вслед за детьми, часть отправили в восточные районы страны, часть расселили в пестовских семьях. Те семьи, в которых остались жить эвакуированные дети, получали на них продукты питания. К теме о судьбе эвакуированных детей мы только прикоснулись, и определили ее как тему для дальнейшего исследования.

Заключение

Анализ литературы и краеведческих материалов позволили нам представить, на наш взгляд, наиболее полную картину того, по оценкам ветеранов «тяжело, мрачно, безрадостного, голодного и холодного» детства. Война оставила глубокий след в памяти ветеранов. Воспоминания о голоде и сейчас вызывает у них слезы.
Но надо сказать, что суровое детство не сломило детей, а, скорее, закалило и сделало их сильными людьми. Мы это почувствовали, встречаясь с ветеранами. Общение с ними давало нам повод для восхищения силой духа, теплотой сердец. Мы отчетливо поняли, в каком долгу перед ними наше поколение и государство. Сказанное выше о том, что «суровое детство не сломило детей, а, скорее, закалило и сделало их сильными людьми» нельзя отнести ко всему поколению детей суровых сороковых годов, ведь война и детство несовместимы, война жестока, она калечит детские души, наносит по ним незалечиваемые раны. И это мы почувствовали как во время встреч, так и в отказах беседовать с нами тех людей, для которых эти воспоминания слишком тяжелы и спустя столько лет.
К сожалению, войны продолжаются…

Работу выполнили: Бойко Ирина, Курак Ольга, Ученицы 9Б класса муниципальной общеобразовательной средней школы №2 г. Пестово Новгородской области.
Научный руководитель:Малечкина Антонина Вальтеровна,  
   
© 2018 - МАОУ СОШ №2 г. Пестово