Герб школы  

Герб школы

   





   





   
   

История немецкой концессии Мологалес.

Details

 Вступление.

 12 сентября 1923г. в Москве был подписан концессионный договор, в соответствии, с которым фирме из немецкого города Фрейбурга, торгующей лесоматериалами была предоставлена лесопромышленная концессия «Мологолес». В сентябре 2003 года исполняется 80 лет со дня подписания договора. Этой дате мы и посвящаем свою работу. С основанием концессии связано строительство лесозавода и поселка Пестово. В краеведческих источниках деятельностью концессии освещается односторонне: внимание акцентируется на хищнической вырубке леса, плохих условиях труда, забастовках, т. е. на отрицательных моментах. Мы поставили перед собой цель исследовать деятельность концессии и проследить её роль в истории нашего края. Проводя исследование, прежде всего мы изучили содержание концессионного договора, документы, имеющиеся в районном архиве и сделали запросы в архивы Москвы и Санкт-Петербурга, обратились за помощью в поиске в посольство Германии, познакомились с публикациями в районной газете, изучили воспоминания Виноградова П. С, работавшего в лесозаводе с 1925 года, изучили «Отчёты исполнительного Череповецкого губернского комитета 13 созыва»: 1925 г., имеющиеся в архиве Устюженского краеведческого музея. Большую помощь нам оказал М.Г.Николаев, сотрудник Государственного Исторического музея, автор очерка «Немецкий след в истории Пестова», напечатанного в районной газете «Наша жизнь» в 2000г .
 Начало двадцатых годов XX века. Тяжелое время для нашей Родины. Окончилась гражданская война, в стране разруха. Правительство меняет экономический курс. На смену военному коммунизму приходит новая экономическая политика. Создаются условия для иностранных инвестиций, так необходимых для восстановления промышленности. 23 ноября 1920г. было принято «Постановление об общих экономических и юридических условиях концессий», в котором говорилось, что правительство РСФСР будет предоставлять соискателям такие концессии, которые, не конкурируя с уже национализированной промышленностью, возьмутся за налаживание производств, лишённых возможности получения в быстрые сроки государственной поддержки. При этом они не должны истощать национальные природные богатства и рабочую силу, в кратчайший срок увеличить производственную мощь страны. Понятие «концессия» (в переводе с латинского - уступка) означает передачу в пользование на определенной срок иностранным государствам или частным предприятиям государственных предприятий, природных ресурсов и т.д. В сфере лесного хозяйства было заключено 6 договоров на концессии. Один из них -договор об образовании концессии «Мологолес», крупнейшей лесной концессии.
  Условия договора.
 Концессионный договор был подписан 12 сентября 1923г. в Москве. С советской стороны подписи поставили председатель Высшего Совета народного хозяйства Рыков А.И. заместитель народного комиссара земледелия Свидерский Л.Н. и нарком иностранных дел Чичерин Г.В. С немецкой стороны договор подписал Высший Правительственный Советник Карл Беккер. Концессионеру было предоставлено право эксплуатации леса в 21 лесничестве вдоль линии железнодорожной дороги от Будогощи до станции Пестово, по верхнему течению р.Мологи в районе Красного холма на площади > 1.000.000 десятин. Концессионер был обязан:
 производить сплошную рубку леса, не менее 5.000 десятин в год;
 в течение 2-х лет пустить один или несколько лесопильных заводов, в общем, на 6 рам;
 в тот же срок построить шпалопропиточный завод производительностью в 1 млн. шпал ежегодно, до 10 заводов для химической обработки пней, в течение 10 лет построить лесопильный и целлюлозный заводы. Срок концессии - 25 лет.
 В случае постройки целлюлозного завода в 2 года - срок концессии удлиняется до 37 лет. Концессионер обязан был достроить участок железной дороги между станциями Будогощь и Красный холм, затратить на постройку 7 млн. рублей в срок от 3 до 5 лет. Эти 7 млн. должны быть, погашены советским правительством в 25 лет по 280.000 руб. ежегодно с начислением 6% годовых.

  Деятельность концессии «Мологолес».

 В конце 1923г. немецкие предприниматели начали завозить район лесоразработок инструменты, материалы, оборудование: 9840 пил, 7669 топоров, 23988 напильников, рабочие костюмы и рукавицы.
 Весной 1924г. начались строительные работы, а 6 декабря были пущены 3 лесопильных завода в Сольцах, Песи и в Пестове. Самое крупное производство было развернуто в Пестове, был построен лесопильный завод, ящично-речное отделение, ферменный завод, шпалорезка, баня, конюшня. Осенью 1926г. на Пестовском лесозаводе числилось не менее 850 рабочих. Для строительства железной дороги было создано специальное предприятие «Мологожелдор». Есть сведения о том, что за период действия концессии в железнодорожное строительство был вложен 1 млн. руб. Подробно о том, как строили завод, пишет в своих воспоминаниях датированных 1973г. Виноградов Павел Степанович, который работал на заводе с 1925г. Эти воспоминания хранятся, а районном архиве и мы ими воспользовались. Вот что пишет Павел Степанович: «Лесопильный завод строится ручным трудом. Котлаван копали лопатами, землю отвозили тачками, бревна и строительные материалы переносили на плечах, редко перевозили на лошадях. В машинном помещении установили паровую машину) "Вольф" С ременной передачей на генератор. Она обеспечивала работу 4 лесорам». Для обеспечения сырьём завода возникла необходимость в лесной бирже и она была организована в 1926 году германской концессией. В 1927 г. передана тресту «Ленлесосплав» и стала самостоятельным предприятием. Основное назначения: выкатка древесины, поступающей сплавом по реке Молога, с ее последующей сортировкой по ассортиментам и отправка на внутренний и внешний рынки. Сырьё на лесобиржу поступало по реке Молога из Лесного, Сандовского, Весьегонского ЛПХ, ПестовскогоЛПХ.

  Данные на 1933 год.

 Лесобиржа выпускала дрова, пропсы, балансы и брёвна. Половина продукции реализовывалась в направлении на Ленинград, около 30% на Москву и около 20% в другие районы СССР. В том числе значительная часть крепёжного материала (пропсы) направлялись в Донбасс. Экспортные, литовские брёвна, пропсы и балансы направлялись исключительно в Ленинградский торговый порт. Площадь биржи составляла 132 га. Для выгрузки древесины из воды на бирже имеется два продольных и два поперечных элеватора и пять лебёдок. Для разделки древесины имеется девять балансирных пил, шпалорезная станция. Для приведения в движение элеватора поставлены четыре двигателя внутреннего сгорания. Лебёдки обслуживались тракторами. Шпалорезная станция работала от локомобиля оборудованной электропилами. Биржа имеет железнодорожные ветки. Число рабочих в 1932 год составляет 1750 человек, из них 1500 сезонных, а 250-постоянных. Постоянных служащих и рабочих на лесной концессии к октябрю 1925 г. числилось 1546 человек, из них 21 человек - германские подданные. Относительно точного числа временных и сезонных рабочих сведений нет. В 1924-25 операционном году на лесозаготовках было занято преимущественно крестьянское население около 12 тысяч человек при 5 тысячах лошадях. Производство на всех объектах постепенно развивалось. Оборот концессии в 1925-26 г.г. составил 14,5 млн.руб. По сообщению немецкой газеты «Берзен курьер» от 31 марта 1926 года, «Мологолес» открыл фабрику ящиков, производительностью 1800 штук в день, ежедневно грузил 150 вагонов леса. Предприятие выпускало шпалы, фермы, пиломатериалы, ящики, дрова. 90% продукции шло на внутренний рынок. Проделанная концессионерами работа по своим результатам вышла далеко за пределы своих обязательств: по параграфу 6 договора, в течение первых 3 лет концессия могла вырубать ежегодно только 60 % предоставляемой ей для вырубки годичной лесосеки, - это право она не использовала и выполнила в первый же год почти полную норму; обязанное по параграфу 18, оборудовать один из лесопильных заводов 6 рам, оно закупило оборудование на 3 завода в 10 рам. Общество закупило дорогие и ценные новейшие технологические приспособления для обработки дерева.
 Краеведческие источники, с которыми мы ознакомились в ходе поиска, содержали информацию о строительстве и работе лесозавода, что не отражала деятельность концессии в полной мере. Мы поставили цель - собрать материал о том, как происходили лесозаготовительные работы, ведь большинство рабочих концессии работали именно в лесу. Итогом поисковой работы в этом направлении стала встреча с Веселовым А. В., жителем деревни Ерёмино. По нашей просьбе он написал воспоминания, основанные на личных впечатлениях, рассказах его отца, лесничего в то время. Вот что он пишет: «Заготовка древесины производилась как в ручную пилами, так и бензопилами фирмы «Штиль» - вес пилы составлял 34 кг., ширина длиною 200 см. с ручкой. Работали два человека: моторист и подручный. Точка цепи осуществлялась на шиле в ручную наждаком диаметром 60 мм. через гибкий вал и редуктор с ручкой. Заготовлялись брёвна длинной 655 см. и тонкомер длинной 605 см. без ограничения в толщине. Трелёвка и вывоз леса осуществлялась лошадьми на «Конадских» санях, позволяющих вывести до 5 кубов леса по ледяной дороге - «Лежневка». Сплав леса проводился весной, в наибольший пик воды как окорённых брёвен так и не окорённого тонкомера. После рубки и вывозки лесовосстановительные работы не вели, также пни оставались на месте. Подсадку леса не вели и химическую переработку пней тоже». Концессионеры обеспечивали лесорубов всем необходимым инструментам, доставленным из Германии: топорами с узкими лезвиями, наждаками длиной до 6 см.
Интересную сторону из истории концессии описывает в своих воспоминаниях Китаев А.В. (записаны Яблочкиной Н.И. в 1973 г.): «Из Красного Холма была выписана группа артистов, которые не работали на заводе, но выступали в клубе и получали зарплату. Один из них сочинял стихи. Так появились частушки о жизни конторы. Из них мы узнали кадровый состав управления концессией, названия должностей конторских служащих: управляющий заводом, управляющий делами, зав.лес. мат. уч.отделом, десятники, смотраки, табельщики, рассыльный, счетовод, завхоз, зав отделами.
 Частушки отражали жизнь концессии. Многим доставалось в них. Вот некоторые из них:

Вот хозяйственная часть.
Можно в обморок упасть:
С трубкой Выводцев завхоз
Спит - уткнув в бумаги нос

Есть частушки в адрес немцев:
Есть еще девица Люся.
Про нее писать боюсь я,
Губки с каждым днем красней,
Часто ходит Шмаус с ней

Есть смотрак и в распиловке
Коган Мося - парень ловкий:
И начальство проведет
И себя не подведет.
 

Управляющий заводом
Все худеет с каждым годом
Кресло узко для него.
Дальше? Дальше ничего!

Штаты сократил завод.
Взят Россмейер - счетовод.
Ни один на службе он,
С ним и пес его Бостон 

 Видимо, частушки были очень популярны. В памяти Китаева В.А. их сохранилось более 20.

  Расторжение концессионного договора.

 Условия договора давали возможность концессии работать до 1960 года, но договор был расторгнут в 1927 году. Какими причинами это было вызвано? По мнению ветеранов причиной расторжения является не выполнение условий концессионного договора, задержка выплаты зарплаты. Подробный анализ причин мы нашли в научной работе М. Г. Николаева «Германская лесопромышленная концессия «Мологолес»». Неправильная расстановка лесопильных рам, устарелость конструкции, низкая производительность рам, полное отсутствие механизации внутризаводского транспорта, неудачный выбор места для заводов, неправильная их распланировка. Уже на первых этапах деятельности концессии стали возникать конфликты с советскими ведомствами и местными органами власти. Достаточно скоро выяснилось, что один из участков, отданных концессионеру, входит в сферу интересов Окуловской бумажной фабрики. Начались попытки отобрать его у «Мологолеса». Кончилось дело тем, что был арестован глава Московского правительства АО А.С. Панин, который, привлекаясь как эксперт, на стадии подписания договора, якобы намеренно действовал против интересов государства.
Другой конфликт возник из-за вопроса о подвижном составе на железной дороге, достройку которой брал на себя концессионер. В договоре было записано, что подвижной состав передается для эксплуатации концессионеру. Но обнаружилось, что он не пригоден для использования. Советская сторона пыталась доказать, что все расходы по ремонту обязан брать на себя концессионер, «Мологолес» же полагал, что речь в договоре шла не о мертвом инвентаре, а о средствах пригодных к эксплуатации. И к тому же на заводе, как и по всей стране, прокатилась волна забастовок по причине задержки зарплаты.
Также на распад концессии «Мологолес» повлияло падение курса доллара на внутреннем российском рынке. В этих условиях в апреле 1927 года стороны пришли к соглашению о добровольном соглашении концессионного договора и взаимных расчетов. На переговорах между правительством и концессионерами от немецкой стороны упорно добивались согласия на включение в текст договора о ликвидации концессии признания того, что правительство сделало все возможное для успешной деятельности концессионеров. Немецкие представители не согласились целиком и полностью взять на себя ответственность за неуспех концессионного предприятия. Но концессионеры усматривали главную причину в другом: в эти годы в силу главной причиной распада концессии, а выше названные причины были всего лишь поводом. Эти вопросы можно было урегулировать, а забастовки были нередки в то время. Исследуя причины расторжения договора, мы обратились к истории и других лесных концессий,в частности, «Норвеголес» и увидели закономерность - все они были расторгнуты во второй половине 20-х годов. Их исследователи, на ряду с другими причинами, в качестве главной выделяют отход от политики НЭП и наступление на частный капитал. Несомненно это и есть главная причина расторжения договора.

  Итоги деятельности концессии «Мологолес».

 В глухом месте, каким был район концессии до 1924 года, построен лесозавод, который
стал собственностью государства, основой будущего крупного комбината,
градообразующего предприятия. А в годы войны этот завод выполнял важные оборонные
заказы.
 Проложена железная дорога протяжённостью 360 вёрст.
Подготовлены специалисты по лесозаготовкам и деревообработке, из числа которых вышли
первые руководители лесозавода после расторжения концессии.
 Местное население получило возможность работать. Каждое утро к проходной завода
приходили люди в надежде получить работу.
Вокруг лесозавода и станции Пестово строились жилые дома. И 1927 году Постановлением
Президиума ВЦИК от 19 сентября 1927 года был образован рабочий поселок Пестово с
включением его состав железнодорожной станции Пестово и поселка при нем,
лесопильного завода «Мологолес № 3» и старого лесопильного завода. В дальнейшем
города Пестово.
 Построенная концессионерами лесобиржа стала самостоятельным предприятием.
 Продукцию лесопереработки, которая шла в разные районы страны, была очень важна в
условиях восстановления экономики.
 Деятельностью концессии были созданы условия для организации производства в данном
районе.
 Немаловажно и то, что «Мологолес» - единственная из концессий без участия государственного капитала, которая более 90 % всей продукции оставляла на внутренний рынок. Деятельность концессии приносила государству финансовую выгоду.
 За производство съёмочно-таксационных работ концессионеры уплатили 300000 руб. Раздел договора «Платежи концессионера» предусматривал плату за древесину и плату за концессию. Плата за древесину определялась её качеством, например: 6 руб. золотом, среднего строевого и поделочного леса 11 руб. 55 коп. золотом мелкого строевого и поделочного леса 7 руб. золотом - концессионные платежи составляли 5% со всех товаров, проданных концессионером, а за круглый лес 10%. Кроме того, за каждую десятину земли, отводимой для строительства завода, складов, дорог и т. д. платили 10 руб. Гербовые и канцелярские сборы за подписание договора составили 630510 руб.
 В «Отчете Череповецкого исполнительного губернского комитета 13 созыва» 1925 отмечено: «Концессии «Мологолес» отпущено древесины на 271 581 руб. уплатили 271 581 руб. 17 коп. Долга нет». Это говорит о том, что за лес концессия расплачивалась своевременно и государство получало хорошую сумму денег. В этом же источнике мы нашли информацию о том, что в концессии «Мологолес» действует один зубной кабинет и один фельдшерский пункт, намечено его превращение во врачебный, происходит заготовка материалов для постройки больницы в районе концессии «Мологолес». Район концессии один из 5 заводских районов Череповецкой губернии, где осуществлялось медицинское страхование и были сравнительно крупные группы застрахованных. Застрахованные получали очки, зубные протезы, а также возможность лечиться в Ленинграде. Эти сведения позволяют нам сделать вывод о том, что концессионеры проявляли определённую заботу и о здоровье рабочих, что ранее отрицалось.

  Заключение.

 Проводя поисковую работу, мы побывали на заводе, сделали фотографии зданий, имеющих отношение к концессии: это «дом лордов» - где жили те, кто управлял заводом, водонапорной башни, дома № 8 на ул. Железнодорожной, где было здание вокзала, дома № 25 на ул. Вокзальной, где жил один из немцев, работающих на строительстве завода. Мы установили, что его фамилия Гейц, он был дружен с Проскуряковым, начальником почты. Знакомясь с историей концессии, мы поняли, как много белых пятен в истории нашей страны, нашего района, и как много можем сделать мы, осуществляя поиск. Тема, которой мы занимались сегодня, ещё актуальна и потому, что время 20-х годов и наше время созвучны. Тогда был переломный момент в истории страны и сейчас тоже. В наше время также важны для нашей экономики иностранные инвестиции. Мы знаем, что в наш район приходит финский капитал. Исследование деятельности концессии «Мологолес» поможет нам лучше понимать историю современности.
 Как сказал М. Горький: «Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче ,тем более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего.»

  Работу выполнили: Иванов А., Беляков А. ученики МОУ СОШ №2 г.Пестово Новгородской обл. 2002 год. Научный руководитель: Малечкина А. В.
 

   
© 2018 - МАОУ СОШ №2 г. Пестово