Герб школы  

Герб школы

   





   





   
   

История Пестовского ремесленного училища №3

Details

Работу выполнили: Мозговая Светлана,
Долинина Наталья, Корнилова Ксения
ученицы 11А класса МОУ СОШ №2 г. Пестово
Научный руководитель:
Малечкина Антонина Вальтеровна
учитель истории
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Пестово»
Новгородской области.

 

Вступление

Весной этого года в архивный отдел Администрации Пестовского района пришло письмо из Казахстана от Л.И. Мурзич с просьбой найти тех, кто вместе с ней учился в Пестовском ремесленном училище №3 с 1942 по 1944год.
Заведующая архивным отделом Стогова Л.Б. поручила историко-краеведческой секции научного общества учащихся нашей школы выполнить это задание.
Этот поиск подтолкнул нас к написанию исследовательской работы по истории Пестовского ремесленного училища №3, так как ни в одном из краеведческих источников о нем даже не упоминается. Определив тему, мы составили план работы, в соответствии с которым, прежде всего обратились к статье о ремесленных училищах в Педагогической энциклопедии. Это помогло нам понять особенности учебного заведения этого типа и составить вопросник для бесед с ветеранами. Затем сделали запрос в Хвойнинский архив, так как именно в нем хранятся документы училища. Написали письмо Мурзич Л.И. в Казахстан и попросили ее прислать нам свои воспоминания.
Узнали адреса наших земляков, выпускников этого училища, взяли у них интервью. Незабываемой была встреча с Кеттунен Дианой Александровной, которая работала в училище с 1946 по 1949год сначала счетоводом-кассиром, затем библиотекарем, являлась секретарем комсомольской организации (приложение №1).
В семейном архиве Дианы Александровны хранится фото 1947 года, где запечатлен преподавательский состав училища (приложение №2). Интересными для нас оказались воспоминания старожилов Пестова, в памяти которых сохранились сведения об этом учебном заведении и его выпускниках.
Нам удалось найти семью, в доме которой до сих пор бережно хранится мебель, сделанная выпускниками училища. На основании выше названных источников и выполнено наше исследование
Образование Пестовского РУ №3
«Ремесленные училища в СССР — учебные заведения системы профессионально-технического образования; были созданы на основе Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940года «О государственных трудовых резервах» для подготовки квалифицированных рабочих. Ремесленные училища в 1958году были преобразованы в профессионально-технические училища.
Пестовское ремесленное училище №3 Ленинградского управления трудовых резервов образовано на основании приказа Управления трудовых резервов от 3.10.42. № 116 в соответствии с приказом этого же управления от 1.10.42. №112 «Об организации сети училищ и школ в Северо-восточных районах Ленинградской области» и приступило к работе 24 декабря 1942года.
Училище располагалось по адресу: ул. Красных зорь, дом 67. До настоящего времени это здание не сохранилось, но нам удалось найти его фотографию (приложение №3), а учебные корпуса и производственные мастерские были на базе лесозавода. При училище был медпункт. Трехразовое питание учащихся производилось в столовой ОРСа леспромхоза. Училищу было выделено три гектара земли, где выращивали картофель, капусту, морковь, турнепс, огурцы. На дворе для животных содержали свиней и одну лошадь. Выращенное в подсобном хозяйстве шло для дополнительного питания учащихся.
Общая численность работников училища по штатному расписанию составляла 44человека, включая руководящий, педагогический, технический и обслуживающий персонал, мастеров. Первым директором училища №3 был назначен Вилин Н. М., который и организовал его работу. Когда в июле 1943года его призвали на фронт, руководить заведением стал Куликов А. Последним директором училища был майор Новожилов Д. В.
В 1944году образовалась Новгородская область, и ремесленное училище №3 было отдано в подчинение Новгородскому областному управлению Наркомата трудовых резервов.

Условия приёма в РУ

Согласно выше названного указа Президиума Верховного Совета СССР, в ремесленное училище принимались юноши 14-17 и девушки 15-17лет, имеющие образование, как правило, не ниже 7 классов. В условиях военного времени в училище принимались дети с 13 лет, имеющие не менее 2 классов образования. Приём был без вступительных экзаменов, по заявлению. Кроме того, проходил дополнительный приём с согласия директора через отдел мобилизации Управления трудовых резервов Ленинградской области. В этом случае юноши и девушки в обязательном порядке направлялись в училище. Срок обучения составлял два года. Ежегодно в училище принимали до 250 человек. Принятые в училище находились на полном государственном обеспечении, они получали рабочее и парадное обмундирование, обувь и бельё. Юношам выдавали гимнастёрки, чёрные брюки, бушлаты, шинели, фуражки, зимние шапки, ремни с металлическими пряжками, на которых были буквы РУ; а девушки – чёрные юбки и чёрные блузки, а в качестве парадной формы – белые блузки и белые юбки; а также зимние куртки и береты.
В семейном архиве Журавлёва А.А. сохранилось фото 1943года, на котором он и его товарищ в форме ремесленников (приложение №4). Иванов Н.М. передал нам фотографию, запечатлевшую построение учащихся РУ на демонстрацию. Все одеты в парадные шинели (приложение №5).
Форму для учащихся шили на Пестовской фабрике, о чём свидетельствует фрагмент документа (приложение №6).

Организация учебного процесса

Училище располагалось в двухэтажном здании. На первом этаже находились классы по общеобразовательным предметам: русскому языку, математике, химии, географии, физике, кабинет по политзанятиям; и в штатном расписании училища была должность замполита (заместитель директора по политической части). Политическим занятиям уделялось большое внимание, и даже в аттестаты выставлялась оценка по этому предмету.
А одно из направлений в основе работы училища — «выполнение обязательств, данных в письме к тов. Сталину». Была в училище и должность военрука. Ремесленников учили владеть оружием, оказывать первую медицинскую помощь. Беседы с выпускниками ремесленного училища, а так же с Кеттунен Д.А. помогли нам установить имена директоров, преподавателей и мастеров. Директорами училища были: Вилин Н.М., Куликов А., Иванов И.Я., Новожилов Д.В. Завучем – Стрельцов В.П., замполитом – Соколов А.Ф. Общеобразовательные предметы вели: Лукьянова Л.Г. – русский язык и литературу, Поляков В.Ф. – математику. Специальные предметы: специальная технология, материаловедение, черчение и технический рисунок — вели мастера Залётный В.В., Балетов Н.Ф., Городской И.М. Мастерами были: Чистяков А.С., Белозёров Ф., Полунина Е., Романов, Берёзкин К., Бобров, Васильев М. (имена и отчества некоторых из них не удалось восстановить). Три дня в неделю шли занятия по общеобразовательным и три дня по специальным предметам. Занятия по специальным предметам проходили в учебных корпусах и технических мастерских на базе лесозавода. Классные помещения были тесными, плохо освещались. Производственные занятия проводились в две смены, так как не хватало рабочих мест, а также материалов и инструментов. Училище было недостаточно обеспечено учебниками и наглядными пособиями. В библиотеке заведения насчитывалось всего 2500 экземпляров книг, брошюр и журналов. Обучали в училище следующим специальностям: столяр-краснодеревец, столяр-фермовщик, станочник по деревообработке, слесарь-авторемонтник, слесарь по ремонту оборудования.
В училище была очень строгая дисциплина. За любое нарушение следовало взыскание. Результаты учёбы, производственной практики, соблюдение распорядка дня обсуждались на комсомольских собраниях. Из архивных материалов мы узнали, что в 1943году одна из учащихся была привлечена к уголовной ответственности «за разложение дисциплины среди учащихся и систематический уход с занятий». Этот факт сохранился в памяти наших собеседников. Журавлёв А.А. рассказал нам о том, что этот суд был показательным. Все учащиеся училища присутствовали на его заседании. Эта девушка приговорена к двум годам лишения свободы. На учащихся это произвело сильное впечатление.
Учёба сочеталась с производственной деятельностью. В годы войны она составляла главное содержание жизни училища. «Всё для фронта, всё для победы!» - лозунг ремесленников. На учащихся училища возлагалась обязанность вывоза дров из лесных делянок для железной дороги. Через Пестово ежедневно проходило не менее девяти фронтовых эшелонов. В паровозных топках сжигались дрова и каждый из девяти паровозов нужно было ими обеспечить. Учащихся везли в делянки, расположенные вдоль железной дороги. Ребята становились цепочкой и передавали друг другу клячи метровой длины и заполняли ими вагоны или платформы. В производственных мастерских учащиеся РУ выпускали продукцию для фронта: санитарные волокуши, винтовочные ложи, ящики для снарядов. После окончания войны продукция изменилась, стали делать мебель, рамы, двери. На каждый учебный год училищу спускался производственный план. В октябре 1947года в честь тридцатой годовщины Великого Октября учащимися второго года обучения было изготовлено: 100 театральных кресел, 100 тумбочек, 44 табуретки, 24 стула, 18 детских стульев, 13 кресел, 16 портретных рамок, 3 шкафа канцелярских. В октябре 1947года училище изготовило продукции на 20080руб. Стоимость всей товарной продукции по плану 1947 года—78219 руб.
После окончания училища его выпускники получали аттестаты (приложение №7). Распределялись молодые специалисты на работу на предприятия деревообрабатывающей промышленности Ленинградской и Новгородской областей, направлялись по заявкам-разнарядкам и в другие области и республики. Училище полностью обеспечивало кадрами Пестовский лесозавод. Почти все выпускники 1944года были направлены на восстановление города Новгорода и других городов и посёлков вновь созданной Новгородской области, которые пострадали от немецкой оккупации. Некоторых из наиболее отличившихся в учёбе выпускников оставляли работать в училище мастерами; часть направлялась для дальнейшего обучения в техникумы.

Распорядок дня в общежитии

В училище обучались не только юноши и девушки Пестовского района, но и ребята из других регионов страны, а также воспитанники детских домов. Иногородние учащиеся проживали в двух общежитиях. Комнаты были переполнены: в общежитии №1 в комнатах проживали по 15-20 человек, в общежитии №2—по 7-8. В каждой комнате стояли: стол, тумбочка на двух учащихся, железные кровати, стулья. Ребятам выдавался полный комплект постельного белья. В каждой комнате была вешалка для верхней одежды.
О распорядке дня мы узнали от ветеранов, выпускников училища. Они вспоминают, что подъем объявляли в 6 часов утра. Учащиеся строились на линейку, исполняли гимн, делали зарядку, шли на завтрак, после чего начинались занятия. На обед в заводскую столовую шли строем. По словам Кеттунен Д.А. , учащиеся питались неплохо. Преподаватели и мастера по очереди дежурили в столовой с четырех часов — контролировали приготовление пищи. С 1942года по май 1945года учащиеся находились на военном положении, у входа в училище стоял часовой с винтовкой. Посторонним вход был воспрещен, проживающие не имели права самовольно отлучаться за пределы училища. Да и после окончания войны строгий порядок сохранился. Только получив увольнительную, учащиеся, семьи которых проживали в Пестовском районе, могли отправиться домой на выходные.
В общежитиях было организовано ежедневное дежурство учащихся и мастеров, следивших за порядком. За нарушение дисциплины, за пропуск занятий, за неряшливый внешний вид следовало наказание. Залетный Н.В. рассказал нам, что один из учащихся обрезал шинель, сделал ее значительно короче. Во время построения ему было сделано серьезное предупреждение, и мастер потребовал, чтобы на следующий день шинель имела надлежащий вид. Юноша пришил отрезанную часть. Занятия в училище заканчивались в 16 часов, затем ремесленники выполняли домашнее задание. В свободное время занимались спортом, художественной самодеятельностью, проводились воспитательные мероприятия.
В 10 часов вечера учащиеся строились на вечернюю линейку, исполняли гимн, а затем шли спать.

Организация воспитательной работы и досуга учащихся.

Большое внимание в училище уделялось воспитательной работе. Из числа мастеров назначались воспитатели групп. Они вместе с учителями проводили различные мероприятия: беседы о положении дел на фронтах и работе тыла, о восстановлении хозяйства, разрушенного войной, о трудовом героизме советских людей, о событиях в стране и мире; викторины по разным темам; беседы на темы личной гигиены. Часто проходили комсомольские собрания. Очень любили вечера, которые проходили в заводской столовой (приложение №8), где выступали участники самодеятельности, под духовой оркестр танцевали вальс, танго. Учащиеся гордились своим оркестром. Интересно то, что все его музыканты носили фамилию «Чистяков». В 1947 и 1948годах оркестр участвовал в областном смотре художественной самодеятельности ремесленных училищ, железнодорожных училищ и школ ФЗО Новгородской области и был награжден грамотами за отличное художественное исполнение и активное участие (приложение №9, №10).
Хорошо была налажена спортивная работа. Учащиеся увлекались городошным спортом, легкой атлетикой, лыжами, футболом; принимали активное участие в районных соревнованиях. Физкультурный коллектив училища награждён районными грамотами за первое место в эстафетном беге в июле 1945года (приложение №11), за второе место в районном профсоюзно-комсомольском кроссе в 1943года (приложение №12). В лыжных соревнованиях, проводившихся в районе в 1945 и в 1948году, команда училища занимала первые места (приложения №13, №14, №15, №16, №17, №18). В 1948году футбольная команда училища заняла второе место в весеннем районном розыгрыше по футболу (Приложение №19).
В 1943году команда училища заняла первое место среди училищ и школ ФЗО Ленинградской области в третьем летнем профсоюзно­­­­-комсомольском кроссе (Приложение №20).
В 1948году проходили Всесоюзные Заочные лично-командные соревнования по стрельбе. Команда РУ №3 заняла первое место в первом туре (приложение №21). Выпускники этого училища, в беседах с нами с благодарностью вспоминали внимание, заботу, строгость мастеров-воспитателей, мероприятия, в которых участвовали и отмечали то, как много они им дали для общего развития. За успехи в учёбе, в общественной жизни, а также по медицинским показаниям учащиеся направлялись в санатории, в том числе и г. Сочи.  

Заключение

Пестовское ремесленное училище проработало всего 8 лет. В соответствии с приказом Министерства трудовых резервов от 30 сентября 1949года, в связи с отсутствием нормальных учебно-производственных условий для подготовки квалифицированных рабочих приказом начальника Новгородского Областного управления Министерства трудовых резервов было предписано закрыть ремесленное училище №3 посёлка Пестово в срок до 25 августа 1950года.
За период своей работы училище подготовило примерно 1750 специалистов так нужных стране в те тяжёлые годы, многие из выпускников до пенсионного возраста продолжали работать по полученным профессиям. Мы были приятно удивлены узнав о том, что выпускниками Пестовского ремесленного училища были известные и авторитетные в нашем городе люди – Чистяков М.Н., бывший директор мебельной фабрики, Журавлёв А.А., бывший председатель заводского комитета профсоюзов лесозавода, в настоящее время председатель районного совета ветеранов. Из интервью с ними мы поняли, что именно ремесленное училище дало старт их профессиональной карьере.
В небольшом посёлке в те годы это было единственное учебное заведение, где можно было получить специальность. Среди учащихся было много детей из детдома, а также эвакуированных из Ленинграда, которые получили здесь «…кров, и хоть маленькое образование... Это было всё-таки военное, тяжёлое время, сколько нас, мальчиков и девочек – сирот выжило за счёт учёбы в училище!» - так оценила роль училища в своей жизни Мурзич Л.И. в письме к нам (приложение №21).
Училище и его учащиеся пользовались большим авторитетом в Пестове. Мальчишки и девчонки с завистью смотрели вслед ремесленникам: нравилась их опрятность, подтянутость, строгость. В школах популярными были вечера, проводимые вместе с учащимися училища. Это позволило нам сделать вывод о том, что рейтинг данного учебного заведения был очень высок.
Закончив наше исследование, мы испытали чувство удовлетворения, так как осознали, что заполнили ещё одну белую страницу в истории Пестовского района. Наше исследование будет напечатано в районной газете и в краеведческом сборнике
 

   
© 2018 - МАОУ СОШ №2 г. Пестово