Герб школы  

Герб школы

   





   





   
   

Уходили мальчишки на фронт

Details

(опыт исследования судьбы выпуска 1943 года)

Уходили мальчишки на фронт.

 

Работу выполнили: Чуркина Ксения, Юсова Екатерина
Научные руководители: Арсеньева Галина Николаевна,
учитель истории, МОУ СОШ № 2 г. Пестово,
Малечкина Антонина Вальтеровна, учитель истории,
МОУ СОШ № 2 г. Пестово, Заслуженный учитель
школы Российской Федерации.
174510 Новгородская область,
г. Пестово, ул. Почтовая, д. 5
школа №2, 10 «Б» класс.

г. Пестово 2007 год

Вступление.

В феврале 2007 года нашей любимой школе № 2 Пестовского района исполнится 75 лет! Это радостное, но в тоже время и очень ответственное событие. Нам, 10 «Б» классу, дали краеведческое задание – собрать материал о выпускниках военных лет.
На одном из уроков краеведения у нас состоялась экскурсия в школьный музей. Изучили материалы, рассказывающие о выпускниках 1941-1945 г.г. и увидели, что в экспозиции нет информации о выпускниках 1943 года. Так и определилась тема нашей краеведческой работы.
Цель – исследовать судьбу выпускников 1942-1943 учебный год, ушедших на фронт.
Задачи:
собрать материалы: воспоминания, документальные свидетельства;
проанализировать собранный материал, почувствовать дух того времени для того, чтобы понять мотивы, которыми руководствовались мальчики, уходя на фронт;
пополнить школьный музей новыми материалами.
Осуществляя исследование, мы использовали следующие методы:
1. анализ документов 1943 года из архива школы, райвоенкомата, кабинета истории, личных архивов;
2. анализ Книги Памяти;
3. интервьюирование (Соколов Л.Г.; Смирнов П.А.; Кеттунен Д.А.; Бобышева Р.Я.).
Для чего мы составили вопросник:
Ф.И.О., дата рождения.
Как война отразилась на жизни посёлка, на Вашей семье?
Отношение к войне Ваше и Ваших сверстников?
а) какие чувства испытывали?
б) какие идеи овладевали Вами?
в) как изменила война Ваши планы на будущее?
4. Когда были отправлены на фронт? (добровольно или по приказу)
5. Как прошли последние дни Вашей мирной жизни?
6. Каким был выпускной вечер?
7. Как были организованы проводы на фронт? Кто при этом присутствовал?
8. Участие в Великой Отечественной войне (фронт, войсковая часть, военная специальность, награды, участие в военных операциях, временные рамки).
9. О судьбе кого из одноклассников можете рассказать?
10. Как сложилась Ваша судьба после войны?
Свою работу мы начали с того, что обратились к документам, школьного архива; изучили табели успеваемости учащихся за 1942-1943 учебный год.
Раньше мы и предположить не могли, как волнительно притронуться к страничкам истории, от пожелтевших листов так и веяло прошлым. Записи были сделаны чернилами, которые, казалось, уже въелись в страницы.
По этим документам мы и составили список юношей 1943 года выпуска. Затем мы отправились в военкомат и, работая с «Книгой призыва 1941-1945г.г.», «Книгой учёта извещений, врученных на погибших военнослужащих 1941-1950 г.г.», мы установили дату призыва – 10 января 1943 года, место назначения – 48-й запасной стрелковый полк Ленинградского фронта; выписали информацию о каждом из них: домашние адреса, дату возвращения или гибели, место захоронения, награды, наименование военных формирований, в составе которых они сражались. Прошли по всем адресам и обнаружили, что из ушедших на фронт выпускников 1943 года в настоящее время в Пестове проживает только Соколов Л.Г. С ним мы встретились и пригласили в класс (приложение № 1), также взяли интервью у Бобышевой Раисы Яковлевны, одноклассницы Леонида Георгиевича.
Изучили Книгу Памяти, отыскали в ней имена тех, кто не вернулся с фронта из выпуска 1943 года. На этом наш поиск не закончился. Мы обратились к старым альбомам, хранящимся в краеведческом уголке кабинета истории. Наше внимание привлек альбом, на обложке которого крупными буквами от руки было написано: «Переписка с родственниками погибших на фронте». ( Краеведческий уголок кабинета истории школы № 2; папка № 9.)Это были материалы, собранные в 1973 учебном году учащимися отряда имени Вали Котика. Сколько радостных минут мы пережили, обнаружив здесь переписку с матерью Игоря Смирнова, выпускника 1943 года, погибшего в октябре 1944 года, письмо его однополчан от 3/XI 1944 года, копию похоронного извещения и последнюю фотографию Игоря, присланную с фронта (приложение № 10).
Эти материалы мы изучили, проанализировали, отобрали самое главное. Они значительно дополнили содержание нашей работы, которая изложена ниже.

Вставай страна огромная.

Жарким летним днем 22 июня 1941 года война ворвалась в мирную, размеренную жизнь людей внезапно. «Фашистская Германия на рассвете напала на Советский Союз», - сообщил голос Левитана по радио. И вдруг все резко изменилось. Началась мобилизация в армию, формировались отряды народного ополчения и партизан. В сердцах наших земляков зародилась тревога. В молодых головах ребят бродили идеи о возможности попасть на фронт. Школьная жизнь тогда в поселке была насыщенной и давала всем им, молодым, заряд энергии и оптимизма. Они свято верили в победу, жили всеми заботами, слезами, болью и радостью своего народа.
В первые же дни войны старшеклассники направились в Пестовский военкомат и подали заявление с просьбой отправить их на фронт, но так как по возрасту не подходили, естественно, получали отказ.
О войне говорили и думали каждый день. В общественных зданиях висели плакаты Тоидзе «Родина-Мать зовет!», ученики класса вели переписку с военными, собирали вещи для посылок на фронт, в школах ввели преподавание военного дела, шла подготовка по военным специальностям, поселок бомбился немецкими самолетами.
Школа, война, родители, долг перед Родиной. Такие мысли крепко засели у молодых ребят в головах. Но никто не мог дать им совета: ни родители, ни учителя, ни даже друзья. Ответ они находили сами, а именно, убегали из родного дома, и делали они это не под влиянием официальной пропаганды, а по велению своего сердца.
Соколов Леонид Георгиевич рассказал нам о том, что в 1943 году его брат Виктор с двумя товарищами спрятались на платформе состава, идущего на фронт, но двое были обнаружены и возвращены домой, а третий (в памяти Леонида Георгиевича его фамилия не сохранилась) добрался до фронта, стал сыном полка и воевал. (Запись интервью Л.Г. Соколова 15 сентября 2006 года.)

Выпускной вечер в январе.

1942-1943 учебный год, согласно указу И.В.Сталина, в десятых классах закончился в январе 1943, и на выпускном вечере были выданы аттестаты о среднем образовании. К сожалению, мы не нашли текста указа Сталина, но то, что он был действительно – подтверждение школьными документами, документами военкомата и воспоминаниями Леонида Георгиевича.
Итак, у выпускников 1942-1943 г.г. выпускной вечер был в январе. Директор школы, Беззубиков Петр Федорович, устроил мальчиков на работу, чтобы на заработанные деньги они могли организовать вечер. Петр Федорович предложил им пригласить на вечер своих девушек, а до вечера научиться с ними танцевать.
В воспоминаниях проходит разделительная линия между взрослой жизнью и юностью. Ведь это последний день в беззаботном детстве. За спиной – смех и радость, а впереди – темная бездна, которую они, мальчики-защитники Родины, должны преодолеть.
Все ребята до призыва на фронт спешат жить! Они сразу же идут на занятия по танцам. Молодое сердце каждого понимает, что это не просто вечер их выпуска, а вечер прощания с мирной жизнью, с юностью. Это была последняя встреча учеников в родной школе, но какая! Из воспоминаний Соколова Леонида Георгиевича: «Вот идут молодой парнишка и девчоночка. Это я и моя девушка – Цагина Наташа. Появилась она в нашем классе недавно и сразу же организовала кружок бальных танцев. Меня это очень заинтересовало, и я записался на занятия. Там и познакомился с Наташей. Удивительная девушка! На выпускном вечере я танцевал с ней… Этот праздник остался чистым и светлым воспоминанием юности в моей памяти». ( Запись интервью Л.Г. Соколова 15 сентября 2006 года.)

Уходили мальчишки на фронт.

Настал день призыва. На железнодорожную станцию поселка тянулись длинные вереницы молодых ребят, матерей, сестер. Парней провожали их девушки. Из воспоминаний Леонида Георгиевича Соколова: «Я был очень рад, что наконец-то моя мечта осуществится, и я поеду на фронт. Провожали нас, мальчишек, с большим почетом. Но накануне вечером у меня состоялся разговор с родителями. Я настаивал на том, чтобы они не присутствовали при моем призыве. «Почему? – спрашивала меня мама. – Ты боишься, что Наташа захочет на прощание поцеловать тебя? Так мы отвернемся», - уверяла с улыбкой меня мама. А я робко, потупив глаза, кивал головой. И, взяв с них честное комсомольское, шел спать». (Запись интервью Л.Г. Соколова 15 сентября 2006 года.) Мальчишек построили, произвели расчет. В строю стояли:
Иванов Николай
Григорьев Дмитрий
Монахов Юрий
Смирнов Виктор
Смирнов Игорь
Соколов Леонид
Суслов Владимир
Турнас Анатолий
Шорохов Владимир
Астрейн Авенир
Виноградов Александр
Морозов Анатолий
Мухин Илья
Смирнов Николай
Герасимов Сергей
К ним обратился с напутственными словами директор Пестовской средней образовательной школы № 2 – Петр Федорович Беззубиков. Потом он всем ребятам раздал табак. Тогда эта вредная привычка преследовалась
школой, но в этот волнительный момент директор сказал: «Давайте все закурим». В глазах директора в этот момент статус выпускников изменился: это теперь не мальчишки-шалуны, а воины, бойцы, защитники Родины. Затем мальчиков посадили в грузовые вагоны, и они поехали в направлении Ленинграда. «А девочки-одноклассницы, помахали им «синеньким скромным платочком», прокричали, чтоб с Победой возвращались домой». (Интервью Бобышевой Р. И. 19 мая 2006 года)
Новобранцы направились в 48-й запасной стрелковый полк. Там их обмундировали, выдали оружие. Там же их научили владеть пулемётом. На берегу Ладожского озера их обучали владеть оружием. После обучения ребят распределили по разным соединениям Ленинградского фронта. Так Илья Мухин сражался в 220-й Гвардейской танковой бригаде стрелком-радистом, участвовал в прорыве, а затем и снятии блокады Ленинграда.
Леонид Георгиевич воевал на Ленинградском фронте в составе 11-ой стрелковой дивизии, он был связистом. Он отличился в бою в январе 1944 года при снятии блокады Ленинграда. Группе бойцов нужно было выполнить боевое задание – взять немецкий дзот. Сменив катушку с проводами на автомат, Леонид с друзьями пошел в бой. Дзот был взят. В этом бою Леонид Георгиевич получил ранение в плечо, был поврежден лучевой нерв. Его ждал госпиталь и длительное лечение (сначала в Вологде, а затем в Свердловске). Леонид Георгиевич закончил войну в ста километрах от Ленинграда.
За героизм, проявленный при взятии дзота, Соколов Леонид был награжден медалью «За отвагу». Также он имеет орден Отечественной войны I степени, медали «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». Свои награды Леонид Георгиевич принес на встречу с нами. Мы сделали их фотографии, также ксерокопии его документов (приложения № 2, 3, 4)
Из рассказа Леонида Георгиевича мы узнали о судьбе еще двух его одноклассников:
Юрий Константинович Монахов 1925 года рождения. Был старше Соколова Леонида Георгиевича на год. Жил он на улице Ленина и Советская в доме льнозаготовителя. Его забрали на фронт раньше других одноклассников. После войны жил в Москве.
Суслов Владимир Дмитриевич 1945 года рождения. Жил на улице Вокзальной. Погиб на фронте. ( Запись интервью Л.Г. Соколова 15 сентября 2006)года.Бобышева Раиса Яковлевна в своем интервью от 19 мая 2006 года рассказала нам о Григорьеве Дмитрии: «Митя был замечательным парнем, настоящим другом, товарищем в пионерских, комсомольских делах. Он запомнился дружелюбным, внимательным, трудолюбивым, веселым, добрым. Хорошо учился, был воспитан в лучших традициях, был тактичен с товарищами и с нами, девочками. С ним было надёжно – на общественной работе, в любых мероприятия в школе. Он любил спорт, серьёзно относился к военно-спортивной подготовке (в военное время мы, комсомольцы-десятиклассники, готовились к защите Отечества). В 1943 году мальчики 10х классов ушли на фронт, проводили и Митю».
Более полную информацию мы получили из архива кабинета истории о Смирнове Игоре.
Смирнов Игорь Александрович-снайпер. На ленинградском фронте встречался с Леонидом Георгиевичем Соколовым. О судьбе Игоря более подробно мы узнали из письма его матери. «Ему не было и 10 лет, когда умер отец. Но рос он послушным и внимательным мальчиком. Игорь был октябрёнком, пионером и комсомольцем. Все порученные задания по классу честно всегда выполнял. Учился хорошо, много очень читал книг. Русский язык любил и мечтал быть литератором, журналистом, писал стихи, рисовал, писал школьные плакаты. С товарищами школьными дружил. Очень хотел вернуться с фронта с победой». (приложение № 5)
Проанализировав успеваемость Игоря по табелю, мы сделали вывод о том, что он очень хорошо учился, наверное, стал бы журналистом, но война, ворвалась в жизнь, его мечту сделала второстепенной, а главной его целью стала защита Родины. Он очень хотел жить и хотел вернуться с фронта. Мать Игоря говорит, что все поручения выполнял честно, также выполнил долг перед Родиной, о чём свидетельствует письмо его однополчан: «Игорь Смирнов на всём протяжении наступления был там, где требуется быть честному сыну Родины. Всегда весёлый, с улыбкой он покорял сердца солдат, увлекая их на ратные подвиги и водил в атаки. Не даром на груди бесстрашного воина красовались орден «Красной звезды», медаль «За отвагу», «За оборону Ленинграда».
Честь и слава вам Елена Фёдоровна - воспитательнице такого сына-героя. Долгие годы не умрёт память о таком воине как Игорь Смирнов. Мы друзья по боевым походам отомстим за смерть нашего друга-героя Игоря. Пусть знают немцы, что они не убили нашего Игоря, а наполнили наши сердца местью, да такой, от которой не уйдет из Прибалтики не один немецкий бандит». (приложение № 6)
Смирнова Елена Фёдоровна обратилась к отряду имени Вали Котика с просьбой отыскать какую-нибудь информацию о месте захоронения Смирнова Игоря. Из письма Елены Фёдоровны Смирновой: «Конечно знаю, что трудности большие Вам доставляю, прошу прощения за беспокойство, за моё материнское не спокойное сердце».
Ребята нашей школы с радостью откликнулись на просьбу матери одного из бывших учеников. Они установили переписку со школьниками из Латвии. Из письма учеников: «Здравствуйте дорогие ребята! Пишут вам пионеры 6 класса школы № 2. Нам пришло письмо от матери бывшего ученика нашей школы Смирнова И.А., 1945 г.р. В 1943 году 10 января он был призван защищать Родину. Выполнял свой долг честно, не жалея своей молодости и погиб 28/X 1944 г. Мать получила извещение о гибели сына из Пестовского военкомата, где было указано: Дер. Мурыши. Латвийской ССР р-н Куги, но не может узнать, где такое место и она обратилась к нам с большой материнской просьбой. Елена Фёдоровна выслала копию извещения выданного Пестовским военкоматом. Мы очень вас просим помочь нам разыскать могилу Игоря». (приложение № 7)
Латвийские дети выполнили просьбу отряда им. Вали Котика, установили место захоронения, прислали фотографию (приложение № 8). Мать Игоря смогла там побывать. Из письма Елены Фёдоровны: «В июле я ездила к сыну Игорю на могилку. Когда приехали в Бене, сразу же нашли братцкое кладбище, по письму. Кладбище в конце посёлка за переездом. Для меня матери была очень тяжёлая минута подойти и увидеть могилку сына, хотя и братцкую».Из письма Смирновой Е. Ф. от 19 октября 1974 года. Краеведческий уголок кабинета истории школы № 2; папка № 9 страница 12-15.
В этом же 1943 году был набор в военные училища из числа ребят, закончивших 7,8,9 классов. Мальчики из нашей школы шли в военные училища: артиллеристское, военно-воздушное, военно-морское. Нам удалось установить фамилии двух из них. Это: Смирнов Пётр Алексеевич и Борисов Борис Васильевич. С Петром Алексеевичем мы встретились, записали его рассказ, сделали копию фотографий. Из рассказа Петра Алексеевича: «Я выбрал спецшколу ВВС, которая находилась в Алтайском крае в городе Горно-Алтайске. Школа ВВС относилась к Министерству образования. Проучился там год. Сдали экзамены, и меня призвали к летной службе. Благополучно прошёл комиссию, и обмундировали меня в общеармейское: пилотка, гимнастёрка, брюки, ботинки и обмотки. Нашу эскадрилью отправили в Омск. Приехав туда, пошёл в Омскую военно-авиационную школу пилотов, где мы практиковались летать». Петру Алексеевичу участвовать в войне не довелось по причине болезни. Победу встретил в госпитале.
О судьбе Борисова Бориса рассказала нам его двоюродная сестра Кеттунен Диана Александровна. Дала нам его фото. Борис был отправлен в военное артиллерийское училище, которое находилось в то время в Тобольске. Правда, воевать ему тоже не довелось. Окончив училище, поступил в артиллерийскую академию имени Дзержинского в Москве. Закончив академию с отличием, остался в ней преподавать.

Заключение.

От далёкого грозного 1943 нас отделяет 64 года. Память об этом подвиге живёт на страницах книг, в кадрах фильмов, в наших сердцах. Имена наших ровесников, ушедших в 1943 на фронт, ушедших в бессмертие, мы читаем в Книге Памяти:
1. Смирнов Виктор Михайлович, рядовой, 1923 года рождения, призван Пестовским РВК, убит 7 февраля 1944 года, захоронен: деревня Лонна, бывшего Уторгошского района Новгородской области.
2. Смирнов Игорь Александрович, старшина, 1925 года рождения, призван Пестовским РВК, погиб 27 октября 1944 года, захоронен: город Тарту, Эстония (приложение № 9).
3. Виноградов Александр Яковлевич, рядовой, 1923 года рождения, призван Пестовским РВК, погиб 19 июля 1944 года, захоронен: Псковский район Псковская область.
4. Смирнов Николай Георгиевич, рядовой, 1924 года рождения, призван Пестовским РВК, пропал без вести в декабре 1943 года.
5. Григорьев Дмитрий Петрович, гвардии рядовой, 1925 г.р., призван Пестовским РВК. Погиб 15 января 1944 года, захоронен: пос. Хумалисты, бывшего Красносельского района Ленинградской области.
6. Турнас Анатолий Павлович, рядовой, погиб 30 апреля 1945 года, похоронен в городе Браунсберге.
Мы обнаружили, что в Книгу Памяти не занесено имя Турнас А.П. Тогда мы обратились к председателю Совета ветеранов Пестовского района Журавлёву А.А. с предложением внести имя Турнаса А.П. в дополнительный том. Наше предложение было с благодарностью принято.
Выполнив исследовательскую работу, нам удалось собрать наиболее полный материал о трех выпускниках (Соколове Л.Г., Смирнове И.А., Григорьеве Д.П.).
Анализируя собранные материалы, мы хотели понять, какие мысли, чувства и переживания были в сердцах молодых ребят – наших сверстников, чем руководствовались они, уходя на фронт. Мы пришли к выводу, что идеологическое воздействие, внутренняя убежденность, комсомольский долг, зов сердца отомстить за погибших близких, за разоренные города и села, за поруганную Родину, определили судьбу мальчишек в военное время.
На торжественном вечере, посвящённом 75-летию школы, который состоялся 20 февраля, мы вручили нашу работу руководителю школьного музея Овчинниковой Л.П. Материалы нашего исследования будут использованы для организации экскурсий.
Выполненное нами исследование - это дань глубокого уважения к поколению сороковых годов XX века, к тем, кто не доучился, не долюбил, не дожил, перенёс лишения и страдания, чтобы обеспечить наше благополучное сегодня.
 

   
© 2018 - МАОУ СОШ №2 г. Пестово